Большие сайты с разнообразным контентом, множеством категорий и подкатегорий сложны для восприятия пользователей. Порой непросто понять, где именно на сайте вы находитесь, без дополнительных подсказок.
Их роль выполняют так называемые «хлебные крошки» – навигационные цепочки, облегчающие передвижение посетителя по сайту и улучшающие тем самым поведенческие факторы. Для Интернет-магазина улучшение ПФ часто означает увеличение продаж. Посмотрим, как это работает.
Почему «Хлебные крошки»
Помните сказку про Гензеля и Гретель, которых из-за голода родители отвели в лес и оставили там? Они дали детям по куску хлеба, и, пока они добирались до леса, Гензель крошил хлеб и бросал его под ноги, чтобы найти дорогу домой.
Из этой истории и взялось название навигационной цепочки для сайта. Как бы глубоко ни зашёл пользователь в структуру сайта, он всегда сможет сориентироваться и выйти на более высокие уровни сайта (из подкатегории в категорию или из статьи в раздел, например) благодаря «Хлебным крошкам», которые буквально следуют по пятам посетителя или просто показывают структуру сайта.
В чём ценность «Хлебных крошек»
- Улучшение ПФ
Упрощение навигации по сайту – это способ задержать человека и заставить его сделать переход в подраздел, чтобы посмотреть другие материалы. Например, человек, который искал в поисковике конкретную модель фотоаппарата и перешёл на сайт цифровой техники, после ознакомления с её описанием может заинтересоваться другими моделями. Чтобы вернуться в рубрику с ассортиментом фотоаппаратов конкретной марки, он сделает это с помощью навигационной цепочки.
Если «Хлебные крошки» отсутствуют, потенциальному покупателю приходится искать категорию в каталоге, что затрудняет и замедляет поиск. Получается, что какой-то процент клиентов уходит, ничего не купив из-за проблем с навигацией.
В одном из зарубежных исследований, говорилось, что из 40 крупнейших e-commerce сайтов 68% испытывали сложности с установкой данного навигационного элемента. В 45% случаев Интернет-магазины использовали лишь один способ создания «крошек», а в 23% на сайтах они вовсе игнорировались.
Исследователи выделили 2 вида навигационных цепочек:
- Исторические. Они основаны на истории просмотров разделов пользователем, то есть крошки «падают», следуя за путём конкретного посетителя. Цепочки, основанные на истории путей по сайту, полезны тем, что запоминают ещё и фильтры, которые задавал человек. Таким образом, возвращаясь к предыдущему разделу, он может перейти на страницу с уже отсортированными им ранее товарами. Потенциальному покупателю не нужно снова вводить параметры фильтра (по цене, характеристикам товарной позиции и т.п.), если он захочет вернуться к рассмотрению других товаров.
- Структурные. Это наиболее распространённый тип «хлебных крошек», который строится на основе структуры Интернет-проекта, а не на путях пользователя. Польза структурной навигации очень высока. Предположим, человек находится в категории А, и затем переходит в категорию B с другой группой товаров, потом – в категорию С с какой-то иной продукцией. Историческая навигация предложит посетителю пойти по уже протоптанной дорожке:
А –> В –> С
Структурные «хлебные крошки», напротив, не покажут этого пути, но они поведут человека другой, неизвестной ему тропой. Если он находился в категории с телефонами Nokia и решил посмотреть планшеты iPad, то будет указан подобный путь:
Цифровая техника – > Планшеты – > iPad
Т.е. в цепочке не будет звена «Телефоны Nokia».
Авторы исследования рекомендуют использовать оба типа навигационных цепочек на сайте. Такой подход помогает пользователю не только сохранить уже пройденную дорогу, но и расширить возможности обзора сайта. Таким образом, Интернет-магазин получает больше шансов удержать покупателя и подтолкнуть его к заказу товаров из разных категорий.
- Польза для поискового продвижения
«Хлебные крошки» могут появиться в выдаче Яндекса и Google. От этого сниппеты становятся более привлекательными, в них имеются дополнительные кликабельные ссылки, которые иногда подсвечиваются (если «крошка» соответствует поисковому запросу). В результате, CTR сниппетов сайта возрастает, он получает больше переходов с того же количества показов, что не остаётся незамеченным поисковиками.
Как формируются «хлебные крошки» в сниппетах
В Яндексе навигационная цепочка сниппета может сформироваться и независимо от наличия «крошек» на сайте. То есть, для её построения поисковик может взять внутреннюю ссылку с анкором из контекста статьи. Помимо этого, в справочнике поисковика говорится, что желательно совпадение Title страницы с анкорами ссылок, которые ведут на неё. Тайтл и анкоры желательно делать максимально короткими. Отметим, что навигационные цепочки формируются Яндексом для крупных сайтов с заполненными разделами/подразделами. Если в одной категории ресурса всего 1-2 страницы, «хлебные крошки» вряд ли появятся в выдаче.
В отличие от Яндекса, Google предлагает использовать микроразметку для отображения цепочки в сниппете. Для этой цели применяют разметку schema.org или data-vocabulary.
Таким образом, навигационные цепочки – это классика продвижения, которая существует достаточно давно, но не теряет актуальности. Наоборот, из-за совершенствования поисковых алгоритмов, учитывающих ПФ, функция «хлебных крошек» стала полезна как никогда ранее.
Спасибо что к сказке отослали)) А то не в курсе был реально почему такое название=))
Статья полезная, но есть вопрос. Мне вот очень интересно, а стоит в цепочке крошек указывать последнюю страницу, т.е. ту на которой я сейчас нахожусь. Ведь на ней и так будет заголовок из которого понятно о чем страница и что я именно тут.